- беспоповцы
беспопо́вцы, одно из двух основных направлений старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства. Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники. Окончательное формирование беспоповского направления происходило в последнее десятилетие XVII в. В 1692 и 1694 под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и другие.гих сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев-беспоповцев, на которых были выработаны главные положения этого направления. На этих соборах, в частности, было провозглашено, что в мире окончательно воцарился Антихрист, благодати больше не существует, священство перевелось, что не даёт возможности совершать таинства причащения и брака. Соборы объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств оставлены были только таинства крещения и покаяния, которые и в Русской православной церкви при отсутствии священника в исключительных случаях разрешается совершать мирянам.
Для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди его сторонников получили довольно широкое распространение «гари» (самосожжения), которые рассматривались как единственный способ спасения от царства Антихриста.
Руководство беспоповскими общинами осуществляют «наставники», «уставщики» и «начётчики».
Общая численность старообрядцев-беспоповцев составляет более 1 млн. человек. Они живут в разных районах России, а также в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Польше. Подавляющее большинство составляют русские, встречаются также карелы, финны, коми, удмурты и представители некоторых других народов.
Решения беспоповских соборов 1692 и 1694 не были признаны всеми старообрядцами и поэтому беспоповское направление разделилось на разные согласия и толки: Часовенное, Поморское, Федосеевское, Спасово согласия, Филипповский, Страннический и другие.гие толки.
О. Е. Казьмина
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.